В феврале 2025 года в России по стандартам Евразийского таможенного союза истечёт 25-летний срок эксплуатации 140 тысяч лифтов. Однако в Ростехнадзоре намерены продлить их эксплуатацию.
Причина банальна: на их замену нет денег. И тут надо искать какой-то выход: либо продлевать срок эксплуатации «опасных лифтов», либо вводить новый побор с населения. Тех сумм, которые собираются сейчас, недостаточно.
Понятно, что заменить десятки тысяч «опасных лифтов» в многоэтажных домах не смогут. Поэтому чиновники не придумали ничего более оригинального, как продлить срок эксплуатации изношенного оборудования ещё на пять лет. В российском парламенте признают, что в стране много «опасных лифтов», но денег на их замену нет.
Серьёзную проблему признают на всех уровнях власти. При этом чиновники не готовы остановить возведение «человейников», как и откровенно признаться населению, что для замены «опасных лифтов» придётся вводить новый сбор. Публично «слуги народа» предпочитают делать вид, что никаких проблем не существует.
Председатель правления Союза жилищных организаций Константин Крохин рассказал в беседе с Царьградом, что срок эксплуатации лифтов, согласно соглашению Таможенного союза, не может превышать 25 лет. И сегодня можно констатировать, что Минстрою и институту развития Дом.рф надо поставить жирную двойку, неуд:
О том, что в 2025 году истекает срок эксплуатации почти 70 тысяч лифтов, было известно более 10 лет назад. Понятно, что каждый год примерно такое же количество лифтов будет нарушать вот этот максимально разрешённый срок. Однако за последние годы ничего не было сделано для того, чтобы решить эту проблему. Не была создана ни отраслевая, ни национальная программа, не были определены источники финансирования. А впервые об этой проблеме заговорили только в прошлом году.
По словам эксперта, срок эксплуатации, скорее всего, будет продлён. Об этом с ухмылкой заявил и руководитель Дом.рф Мутко. И вот это позволит бюрократическим способом обойти лимит времени.
Конечно, это не повысит безопасность лифтов, а только усугубит ситуацию,
— уверен Константин Крохин.
Однако бывают случаи, когда проблему с лифтами всё-таки пытаются решить. К примеру, Фонд развития территории изучает опыт Свердловской области, где часть затрат на лифты софинансирует регион, часть — сами собственники. Благодаря такой схеме содержание лифтов можно оплатить в рассрочку. Некоторые депутаты Госдумы поддерживают такую схему, когда 20% выделяет федеральный бюджет, 30% — региональный, а остальное выплачивают собственники жилья.
В парламенте отмечают, что без софинансирования со стороны граждан – собственников жилья проблему с «опасными лифтами» не решить. Если разделить финансовое бремя по замене оборудования пополам — 50% государство, 50% граждане, то в ближайшие три года можно будет заменить порядка 40 тыс. лифтов.
На это необходимо выделить 22,5 млрд руб., причём в ближайший год нужно порядка 5 млрд, потом по нарастающей. Если эту схему реализовать, то к 2030 году ситуация стабилизируется,
— уверены в Госдуме.
Как видите, без введения нового побора с населения проблему с «опасными лифтами» не решить, утверждают чиновники. Правда, возникает как минимум два вопроса: куда уходят деньги, которые ежемесячно граждане перечисляют за ЖКХ и капремонт?
И второй вопрос, более концептуальный: когда при наших просторах и возможностях прекратят уродовать наши города человейниками?