Realestate

Главная / Статья


Статья
03 Марта 2025 г.

Сюрпризы в платежках ЖКХ: что ждет россиян в 2025 году? Комментарии К.В. Крохина, «MK.RU»


Когда и на сколько изменятся суммы в платежках ЖКХ: рост тарифов, новый расчет отопления

Рост коммунальных платежей — одна из главных проблем для россиян. В марте миллионы потребителей столкнутся с новым порядком оплаты отопления, а летом — с традиционной индексацией тарифов. Средний рост составит 11,9%, но в отдельных регионах он может быть еще выше. Почему суммы в платежках увеличиваются быстрее инфляции? Как сэкономить на фоне постоянно дорожающих тарифов? Об этом на онлайн-конференции в «МК» рассказал эксперт: председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин.

 

«Коммунальные услуги дорожают летом, жилищные — зимой»

 

— Почему тарифы на жилищно-коммунальные услуги меняются не только с 1 июля, но и в другие месяцы, например в январе или марте? Кто отвечает за эти изменения — федеральные или региональные власти?

— Тарифы на коммунальные услуги традиционно повышаются с 1 июля. Однако изменения также происходят и в другие месяцы. С 1 января увеличиваются плата за содержание и текущий ремонт общего имущества (например, уборка, освещение подъездов, работа лифтов) и взносы на капитальный ремонт. В феврале возможны перерасчеты за отопление и вывоз отходов, особенно если зима была холодной. Федеральное правительство устанавливает предельные индексы роста тарифов, но в некоторых случаях допускаются превышения. Например, в прошлом году в Московском регионе тарифы на газ выросли на 20%, хотя средний индекс составлял 10–11%. Также бывают внеплановые повышения, которые связаны с региональными особенностями и конкретными условиями.

— Почему нельзя все изменения тарифов проводить разово, в один день, например с июля по июль, чтобы избежать путаницы?

— Жилищный кодекс предполагает активное участие собственников в управлении домами, но на практике более 80% граждан не чувствуют ответственности за проведение собраний и установление тарифов. В таких случаях тарифы автоматически повышаются решением местных властей. Например, в Москве более 80% многоквартирных домов управляются по средним региональным тарифам, утвержденным правительством города. Это связано с тем, что большинство жителей не проводят собрания и не участвуют в управлении домами. Активные собственники, которые регулируют тарифы через ТСЖ или ЖСК, составляют около 5%. Остальные дома, особенно советской постройки, управляются без участия жителей. Это требует изменений в законодательстве и повышения ответственности собственников.

— В январе многие жители столкнулись с резким увеличением платежей за капремонт и ТКО. Почему суммы в платежках выросли так значительно?

— Основная причина — отсутствие участия жителей в общих собраниях. Большинство москвичей живут в домах советской постройки, где собрания не проводятся. По Жилищному кодексу, собственники должны ежегодно утверждать смету и расходы на будущий год, но если этого не происходит, с 1 января вступает в силу постановление правительства города, которое публикуется еще в декабре. В этом году повышение оказалось особенно чувствительным: тарифы на содержание жилья выросли на 31% (с 34 до 46 рублей за квадратный метр), а взносы на капитальный ремонт — на 17% (с 25 до почти 30 рублей за квадратный метр). Добавьте к этому перерасчеты за вывоз отходов (ТКО) и отопление, и суммарный рост может достигать 3000 рублей на квартиру. Это связано не только с инфляцией, но и с дефицитом рабочей силы в сфере ЖКХ. Чтобы привлечь специалистов (техников, электриков, сантехников, дворников), необходимо повышать им зарплаты, что влечет за собой рост тарифов.

— Если граждане станут активно участвовать в собраниях и устанавливать фиксированный тариф, сможет ли государство принудительно назначить более высокий тариф?

— Нет, если жители проводят собрания и принимают решения, они могут контролировать тарифы. Например, в некоторых домах тарифы не повышались 8 лет, потому что собственники утвердили их на собраниях. Однако таких случаев немного: только 5–14% домов в стране управляются через ТСЖ или ЖСК, где жители активно участвуют в принятии решений. Если собрания не проводятся, тарифы автоматически повышаются в соответствии с решениями местных властей.

 

«Взносы на капремонт напоминают финансовую пирамиду»

 

— Почему произошло такое резкое повышение сумм в январских платежках?

— В Москве тариф на вывоз ТКО остался 7,60 руб./м², но в домах с активным управлением (например, ТСЖ) плата может быть ниже — 3,60 руб./м², так как оплата идет по фактическому объему вывоза. Правительство ввело перерасчет по итогам года, но из-за неэффективности операторов суммы в платежках иногда растут. Взносы на капитальный ремонт работают по принципу «общего котла», напоминая финансовую пирамиду. Даже повышение тарифов до 40 руб./м² не решит проблему. Минстрой обязал регионы повышать тарифы из-за дефицита средств.

— С 1 марта меняется система оплаты отопления. Какие именно изменения ждут потребителей и как они повлияют на конечные суммы в платежках?

— Серьезных изменений с 1 марта не произойдет. Переход с равномерной оплаты на фактическую займет время и реально произойдет не раньше сентября или нового года. Исторически равномерная оплата была введена еще при Совнаркоме и доказала свою эффективность, так как доходы поступают раз в месяц. Перерасчеты зависят от погоды. В прошлом году мне вернули 10%, а в некоторых домах — целый месяц оплаты. Новая система вызывает вопросы: летом жители не платят за отопление, но теряют льготы (30–50% для инвалидов, ветеранов, многодетных) и субсидии, если расходы на ЖКХ не превышают 10–22% от дохода. Это создает риски для уязвимых категорий граждан.

 

«Основная проблема — отсутствие прозрачности»

 

— В июле ожидается индексация тарифов на 11,9%. Насколько экономически обоснован такой рост?

— Самые затратные услуги — отопление и водоснабжение. А основная проблема — отсутствие прозрачности в тарифообразовании. В региональных органах нет представителей потребителей, и только один представитель ФАС с совещательным голосом. Тарифы формируются по запросам ресурсоснабжающих организаций (водоканалы, теплосети), а их расчеты часто не связаны с реальной экономикой. Деньги от тарифов идут на текущие расходы (зарплаты, содержание), а не на инвестиции, которые финансируются государством и инфраструктурными кредитами. В результате в ряде регионов выявлено нецелевое расходование до 30% платежей.

— Можно ли ожидать, что в ближайшие годы тарифная политика станет более прозрачной и понятной для населения?

— Без участия потребителей и надзорных органов в процессе тарифообразования прозрачности добиться сложно. Сегодня тарифы формируются в интересах ресурсоснабжающих организаций, а не населения. Для изменений нужны реформы, например включение представителей потребителей в тарифные органы и усиление контроля со стороны надзорных ведомств.

— Что делать потребителю, если он считает, что в платежке указаны завышенные суммы?

— С 2022 года, после введения моратория на проверки, надзорные органы (Роспотребнадзор, Жилищный надзор) стали реже вмешиваться в дела о хищениях, некорректных начислениях или фиктивных протоколах. Жалобы граждан часто остаются без ответа. Прокуратура, ссылаясь на мораторий (действует до 2030 года), отказывает в проверках организаций, предоставляющих услуги. Единственный выход для граждан — суд, но процессы могут длиться годами, включая кассации и апелляции. Это сложный, дорогой и долгий путь, который многих отпугивает, заставляя мириться с нарушениями.