С 1 июля нас ждет очередное повышение тарифов ЖКХ, из-за инфляции подорожают электричество, вода, отопление и газ. Еще одна статья коммунальных расходов — услуги управляющих компаний. Какая их доля в общей массе платежей за ЖКУ, и за что мы им платим, aif.ru рассказал председатель правления Союза жилищных организаций, член комитета по ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин.
«От общей суммы коммунальных платежей львиная часть уходит ресурсоснабжающим организациям в качестве оплаты за воду, электричество, отопление, — говорит эксперт. — На долю управляющих компаний приходится 25-27%. За счет этих средств УК финансируют все расходы, связанные с ремонтом и содержанием имущества многоквартирных домов, выплачивают зарплату персоналу. На прибыль УК могут направить не более 5-10% от общей выручки».
Очевидно, что за электричество или отопление нужно платить. Но управляющие компании не являются поставщиками ресурсов, и, на первый взгляд, выглядят просто коммунальными коллекторами, выбивающими деньги за ЖКУ с собственников жилья.
Но реальность немного сложнее. Дело в том, что весь коммунальный рынок в России делится на две неравные части — доминируют на нем государственные и муниципальные управляющие компании, различные ТСЖ, ЖСК и частные УК занимают небольшую долю. И сбор денег за коммуналку происходит по-разному.
«В России примерно 85% жилого фонда управляют государственные или муниципальные компании, — оценил Крохин. — Здесь все коммунальные платежи от населения „расщепляются“: часть идет напрямую на счета поставщиков ресурсов, а на счета УК зачисляется лишь причитающаяся им доля. Оставшиеся 15% рынка занимают частные управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, обслуживают они в основном новостройки и еще советские кооперативные дома. Здесь часто все платежи собирают УК и уже от себя распределяют деньги между поставщиками ресурсов и собственными нуждами».
Неискушенному человеку покажется, что здесь и находится корень зла — государственные УК устанавливают тарифы строго по нормативу, а частники,
что хотят, то и нарисуют в счетах. И вновь практика опровергает первоначальное впечатление.
«Большинство государственных и муниципальных управляющих компаний ничего не делают для экономии расходов и сокращения счетов, — подчеркнул эксперт. — Потому что они находятся „в одной упряжке“ с поставщиками ресурсов, у них одна политика. Например, в центральных регионах России перед майскими праздниками установилась очень теплая, даже жаркая погода, но батареи в домах по-прежнему пылали жаром, и люди платили за это ненужное тепло. А не отключали батареи, потому что поставщику это было выгодно, а муниципальные управляющие бездействовали, им нет смысла сокращать счета».
При этом деятельность ТСЖ, ЖСК, частных УК лишь выглядит как посредническая. Но они не только собирают деньги с людей и заключают договоры на водоснабжение или отопление, но и могут, выбирая лучших, нанимать и увольнять дворников, сантехников, уборщиков. И за счет этого добиваться оптимального результата.
У россиян много претензий ко всем УК, вне зависимости от их формы собственности и юридического статуса. И в большей части они обоснованы — коррупция, самовольное включение новых расходных статей, низкое качество оказываемых услуг или их полное отсутствие — далеко не полный перечень претензий. По итогам одного 2024 года, прокуратура выявила 424,5 тыс. нарушений в сфере ЖКХ.
А ведь для нормального ведения коммунального бизнеса многого не требуется, достаточно просто честно и профессионально относиться к своим прямым обязанностям, и тогда собственники жилья и УК станут надежными партнерами, а коммунальные битвы и необоснованно растущие счета канут в Лету.
Экономии коммунальных платежей здесь можно добиться без особых усилий, считает Крохин.
«Бывают ситуации, когда сломавшиеся общедомовые приборы учета управляющие компании не меняют годами, — отметил эксперт. — И жители все это время платят за расход воды по нормативу. Хорошая ТСЖ такого никогда не допустит, быстро произведет замену счетчика, и люди будут платить не по нормативу, а по фактически потребленным объемам, что значительно дешевле.
Будь все управляющие компании заинтересованы в экономии, то и на отопление собственники жилья могли бы тратить меньше.
«В начале каждого года делается перерасчет по фактическому показателю счетчиков, — пояснил Крохин. — Это позволяет при разумном подходе в теплую зиму снизить счета за отопление на 10-12%. А муниципальные УК такого перерасчета не делают, так как они не имеют отношения к теплоснабжению».
Современная промышленность дает широкий простор для применения различных энергосберегающих технологий, но у большинства УК нет стимулов их применять.
«В то время как хорошая управляющая компания устанавливает энергосберегающее оборудование, — добавляет эксперт, — усиливает общедомовой тепловой контур, чтобы снизить потери и не „отапливать улицу“, следит за состоянием приборов учета».
Конечно, и муниципальные УК, и частные, и хорошие, и плохие выполняют важные функции: следят за чистотой в подъездах, за безопасным состоянием многоквартирных домов, за содержанием придомовой территории. Но делать это можно по-разному. Хорошая управляющая компания защищает собственников жилья от обмана и злоупотреблений со стороны поставщиков ресурсов и естественных монополий, контролирует состояние контрольных приборов и счетчиков. Честная и профессиональная работа управляющих компаний может снизить ежемесячные расходы собственников жилья на коммуналку на 30-35%, при этом не теряя качества услуг. Но, чтобы забыть про космические счета за ЖКУ, придется не ждать милостей от государства, а брать инициативу в свои руки.
«На работу управляющей компании, на стоимость их услуг могут повлиять сами собственники жилья, — объясняет Крохин. — Чем активнее будут люди, тем дешевле станут коммунальные услуги. Например, почти никто не требует перерасчета за отопление в теплую зиму, люди не знают даже показаний общедомовых счетчиков. Поэтому нужно либо нанимать профессиональную управляющую компанию, либо жестче спрашивать с той, которая сейчас обслуживает ваш дом. Чем более пассивными будут собственники жилья, тем выше будут у них коммунальные тарифы».