Десятки тысяч человек в ряде крупных ЖК в Москве и области остались без доступа к Сети. Все эти ЖК обслуживает провайдер АСВТ. На его сайте и в телеграм-канале сообщается, что причиной масштабных сбоев стала крупная DDoS-атака, которая началась 28 мая около восьми часов утра
В крупных жилых комплексах из-за масштабного сбоя у московского провайдера АСВТ пропал не только домашний интернет. Люди жаловались на плохую работу умных домофонов и шлагбаумов, которые тоже требуют доступа в Сеть. Также были проблемы с безналичной оплатой в магазинах.
Своей историей поделилась Наталья из ЖК «Новые Ватутинки»:
«У нас в ЖК только два провайдера. Один — это АСВТ, он есть буквально в нескольких домах. Основной провайдер — это «НВ Телеком». Проблемы с интернетом начались два дня назад. АСВТ упал, интернет недоступен. Иногда пробивается что-то совсем чуть-чуть, а связи с АСВТ нет, техподдержка не отвечает, второй провайдер тоже упал. Нагрузка на мобильные сети возросла: у нас сейчас даже мобильный интернет работает очень плохо. Во многих местах, где через этих провайдеров работают терминалы оплаты, тоже сбои».
Жительница ЖК «Рассказово» Карина рассказала, что у них провайдер вообще один: АСВТ. Проблемы с доступом в Сеть начались 28 мая. В ночь на 29 мая интернет появился, а утром опять пропал, вспоминает Карина:
«В нашем ЖК интернет появился только ближе к часу ночи, причем он появился очень слабый, где-то на 10 минут. Уже часа в три ночи мне пришлось работать, потому что днем я не могла выполнять свои обязанности из-за отсутствия интернета, ночью он был более-менее стабильный. Утром он еще был, где-то после 12 часов дня его опять не было. У нас магазины на территории ЖК не пострадали, хотя частники, которые вынуждены быть подключенными к монополисту — АСВТ, пострадали: у них была только наличная оплата. И с домофонами были перебои».
Роскомнадзор сообщил, что к отражению DDoS-атаки на интернет-провайдера АСВТ подключились магистральные операторы.
Этой весной масштабные сбои произошли и у других провайдеров в новостройках. В частности, в марте упал провайдер Lovit, который является единственным поставщиком услуг доступа в Сеть во многих ЖК группы ПИК. Тогда люди несколько дней оставались без интернета. Сбои также объясняли DDoS-атакой.
На самом деле атакуют, причем уже несколько месяцев, всех российских провайдеров.
Из этого следует, что если бы в новых ЖК были федеральные операторы, то, наверное, проблем с интернетом там было бы меньше. Даже несмотря на атаки.
Кстати, после сбоя у провайдера Lovit Федеральная антимонопольная служба провела проверку жалоб и обнаружила «ограничения доступа операторов связи в жилые комплексы ПИК». Теперь ей придется проверить и ЖК, где был интернет от АСВТ: пострадавшие тоже направили в ведомство соответствующие жалобы. Люди требуют провести проверку на предмет антимонопольных нарушений и запустить других провайдеров на территории.
Вмешательство ФАС может помочь. Так считает председатель Жилищного союза Москвы юрист Константин Крохин:
Константин Крохин
председатель Жилищного союза Москвы, юрист
«У антимонопольной службы есть масса рычагов, и они очень жесткие в плане административного воздействия. То есть в идеале они могут сначала предложить устранить эти нарушения, чтобы был обеспечен доступ, чтобы была какая-то процедура, которая позволит контролировать, что доступ есть. Если компания, подконтрольная ФАС в рамках административного расследования, не выполнит эти предписания, ее ждут очень серьезные штрафы».
В конце марта глава Минцифры Максут Шадаев предложил наказывать управляющие компании, которые не пускают в дома новых провайдеров. Когда это может быть введено, министр не уточнил.