Каждый год россиян традиционно ждет индексация тарифов ЖКХ. Обычно она проходила раз в год, но в 2019 году из-за увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) повышение тарифов провели по двухэтапной схеме, предложенной Минэкономразвития (МЭР).
Второй этап пройдет 1 июля 2019 года.
Идея Минэкономразвития
Министерство предложило проиндексировать тарифы ЖКХ в 2019 году в два этапа:
В следующем году график вернется в норму — тарифы продолжат повышать один раз в год.
Рост остался прежним
Предельный рост платежа в среднем по России не должен превышать целевую инфляцию, то есть, по последним прогнозам ЦБ, 4,2–4,7% в 2019 году. Таким образом, общее повышение за год при двухэтапной схеме осталось допустимым — 4,1%. Это примерно столько же, как и в 2018 году.
Но окончательный размер изменения зависит от регионов, для которых правительство устанавливает предельные индексы роста. Они могут быть как выше, так и ниже средней ставки по стране.
Впрочем, в июне 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое позволит жестче контролировать цены на коммунальные услуги и не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции. Теперь регионы должны будут согласовывать повышения с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
Компенсация повышения НДС
В Минэкономразвития объясняли свое предложение необходимостью синхронизировать индексацию тарифов с повышением НДС на 2% с 1 января 2019 года. Это призвано было компенсировать издержки ресурсоснабжающих организаций (РСО), возникающие из-за изменений.
При этом именно стоимость услуг ЖКХ при индексации с 1 января никак не менялась — выросла только величина налога, включенного в платежку.
ФАС выступала против
ФАС не поддержала идею Минэкономразвития о двухэтапной индексации тарифов ЖКХ в 2019 году.
Глава службы Игорь Артемьев тогда объяснял, что в большинстве регионов тарифы и так уже необоснованно завышены. Ведомство хотело повысить тарифы дополнительно на 1,7% с 1 января только в тех регионах, где они были ниже "эталона".
А вот там, где они были выше, ФАС предлагала либо снизить их, либо перевести в обязательные инвестиции, то есть направить доход от высокого тарифа на ремонт и модернизацию.
Свой взгляд на ситуацию был и у Минэнерго. Это ведомство предлагало другую схему двухэтапной индексации: с 1 января — на 1,7%, а с 1 июля — еще на 4%. Первое изменение должно было помочь отыграть повышение ставки НДС, а второе — непосредственно инфляцию. Таким образом, общий рост тарифов мог бы составить около 6%, то есть выше предложения Минэкономразвития.
Мнение экспертов
Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин назвал такое "размазывание" индексации позитивным для конечных потребителей, так как оно позволило разбить бремя повышения тарифов. А это лучше однократного, но большего роста. Особенно с учетом того, что уровень и источники доходов россиян принципиально за это время не меняются.
Также эксперт отметил тенденцию — рост тарифов приводит к росту задолженности. И это несмотря на то, что оплата услуг ЖКХ традиционно остается в приоритете у населения. Впрочем, по мнению Крохина, любое повышение тарифов в непрозрачной системе ощущается несправедливым и вызывает протест. Тем более в ситуации, когда граждане фактически отделены от механизма формирования тарифов из-за высокой монополизации отрасли.