Realestate

Главная / Статья


Статья
29 Июня 2019 г.

Председатель Союза К.В. Крохин прокомментировал корреспондентам ТАСС идею двухразового повышения тарифов на ЖКУ


Каждый год россиян традиционно ждет индексация тарифов ЖКХ. Обычно она проходила раз в год, но в 2019 году из-за увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) повышение тарифов провели по двухэтапной схеме, предложенной Минэкономразвития (МЭР).

Второй этап пройдет 1 июля 2019 года.


Идея Минэкономразвития

Министерство предложило проиндексировать тарифы ЖКХ в 2019 году в два этапа:

  • с 1 января — на 1,7%;
  • с 1 июля — еще на 2,4%. 

В следующем году график вернется в норму — тарифы продолжат повышать один раз в год.


Рост остался прежним

Предельный рост платежа в среднем по России не должен превышать целевую инфляцию, то есть, по последним прогнозам ЦБ, 4,2–4,7% в 2019 году. Таким образом, общее повышение за год при двухэтапной схеме осталось допустимым — 4,1%. Это примерно столько же, как и в 2018 году.  

Но окончательный размер изменения зависит от регионов, для которых правительство устанавливает предельные индексы роста. Они могут быть как выше, так и ниже средней ставки по стране.

Впрочем, в июне 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое позволит жестче контролировать цены на коммунальные услуги и не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции. Теперь регионы должны будут согласовывать повышения с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).


Компенсация повышения НДС

В Минэкономразвития объясняли свое предложение необходимостью синхронизировать индексацию тарифов с повышением НДС на 2% с 1 января 2019 года. Это призвано было компенсировать издержки ресурсоснабжающих организаций (РСО), возникающие из-за изменений.  

При этом именно стоимость услуг ЖКХ при индексации с 1 января никак не менялась — выросла только величина налога, включенного в платежку.


ФАС выступала против

ФАС не поддержала идею Минэкономразвития о двухэтапной индексации тарифов ЖКХ в 2019 году. 

Глава службы Игорь Артемьев тогда объяснял, что в большинстве регионов тарифы и так уже необоснованно завышены. Ведомство хотело повысить тарифы дополнительно на 1,7% с 1 января только в тех регионах, где они были ниже "эталона". 

А вот там, где они были выше, ФАС предлагала либо снизить их, либо перевести в обязательные инвестиции, то есть направить доход от высокого тарифа на ремонт и модернизацию.

Свой взгляд на ситуацию был и у Минэнерго. Это ведомство предлагало другую схему двухэтапной индексации: с 1 января — на 1,7%, а с 1 июля — еще на 4%. Первое изменение должно было помочь отыграть повышение ставки НДС, а второе — непосредственно инфляцию. Таким образом, общий рост тарифов мог бы составить около 6%, то есть выше предложения Минэкономразвития.


Мнение экспертов

Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин назвал такое "размазывание" индексации позитивным для конечных потребителей, так как оно позволило разбить бремя повышения тарифов. А это лучше однократного, но большего роста. Особенно с учетом того, что уровень и источники доходов россиян принципиально за это время не меняются.

Также эксперт отметил тенденцию — рост тарифов приводит к росту задолженности. И это несмотря на то, что оплата услуг ЖКХ традиционно остается в приоритете у населения. Впрочем, по мнению Крохина, любое повышение тарифов в непрозрачной системе ощущается несправедливым и вызывает протест. Тем более в ситуации, когда граждане фактически отделены от механизма формирования тарифов из-за высокой монополизации отрасли.