Сейчас долги по ЖКХ не подпадают под закон «О коллекторской деятельности», который ограничивает количество случаев, когда коллектор может позвонить должнику и встретиться с ним.
Взыскание долгов по ЖКХ могут передать коллекторам. Об этом заявили в «Мосэнерго», а «Росводоканал» уже передает часть задолженности коллекторским агентствам, пишет «Коммерсантъ».
По состоянию на сентябрь текущего года долги россиян за услуги ЖКХ превысили полтриллиона рублей. Сейчас поставщики коммунальных услуг отдают в работу коллекторам не более 5% от этих долгов, остальное — сами, но малоэффективно: до суда взыскивается до 10% задолженности по коммуналке, в суде — пятая часть.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств предложит отдать им большую часть долгов, для чего готова разработать определенные нормативы, которых пока нет в законе. Но управляющие компании неохотно отдают долги коллекторам.
Особых проблем с оплатой коммунальных услуг именно населением сейчас нет. Согласно новому законодательству, по долгам до 500 тысяч рублей взыскивать можно в упрощенном порядке, путем выписки из судебного приказа. Должник зачастую узнает о решении приставов только тогда, когда на телефон приходит SMS о списании денег со счета.
Долги по ЖКХ не подпадают под 230-й закон «О коллекторской деятельности». Он ограничивает, в частности, количество случаев, когда коллектор может позвонить должнику, встретиться с ним и так далее. В результате в регионах управляющие компании стали выбивать долги с помощью специально созданных агентств, которые учитывают местную специфику.
Смысл же коллекторской деятельности в ЖКХ совсем не очевиден. По закону у них есть только коммуникативная функция, а звонить и рассылать письма о задолженности могут и сами поставщики коммунальных услуг или управляющие компании, считает председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ, юрист Константин Крохин:
Константин Крохин - председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ.
«Эта инициатива коллекторского сообщества, которое пытается, по сути, забрать коммуникацию на аутсорсинг. Учитывая сегодняшний уровень развития клиентского обслуживания коммунальных ресурсов, я не вижу в этом смысла. С точки зрения поддержки близких коллекторских бизнесов можно переложить туда часть издержек для обоснования роста тарифа (вы не платите, а мы не только начисляем пеню, но и вынуждены нести расходы на эти компании). С точки зрения повышения собираемости я скептически оцениваю эти перспективы.
Ключевые должники ЖКХ — это не граждане, а промышленные муниципальные образования. Мы имеем 500 млрд рублей долгов населения, но это не безвозвратные долги, а просроченная задолженность, которая рано или поздно погашается. Процент погашения от физических лиц достигает 95-98% в зависимости от региона. Здесь нельзя говорить о задолженности, только о просрочке. Если мы говорим о компаниях, то там это именно безвозвратные долги, средства уходят в офшоры, они теряются. Это большая черная дыра, которая создает сегодня основную сумму задолженности».
Если в 2014 году в российских судах насчитывалось чуть более 2 млн дел по долгам ЖКХ, то в 2017-м уже почти 5,5 млн дел.